Еще одна старенькая статья - 2002 год. Renault Symbol еще назывался Clio Symbol.
Нынешним владельцам Renault Symbol будет, наверное, интересно сравнить Renault Symbol и Renault Clio Symbol. Хотя там вообщем-то сравнивать нечего, основные различия - внешние различия.
Renault Symbol можно полюбить за его доступность
Не все же обедают в дорогих ресторанах, многие довольствуются гамбургерами от «Макдоналдс». Сыт какое-то время будешь и не отравишься — уже хорошо. Так и с машинами. Бестселлер российского рынка — седан Clio Symbol — никогда не обладал выдающимися качествами, кроме, пожалуй, двух: цены и агрессивной рекламной поддержки. Зато являл собой европейский, в общем-то, автомобиль, был достаточно надежен и комфортабелен, во всяком случае, по сравнению с российской продукцией. И вот в Праге журналистам представили новую версию популярной модели. «Мировая премьера» — конечно, сильно сказано. Автомобиль предназначен отнюдь не для всех рынков, а изменения в его облике и содержании никак не назовешь революционными.
Все же есть правда в словах нашего художника и дизайнера, увидевшего фотографии Symbol и сравнившего его с одним «несуразным» на вид животным. Но ведь природа его зачем-то создала, и оно, животное, существует... Дизайн Symbol, несмотря на «свежую кровь», продолжает вызывать, мягко говоря, противоречивые чувства. Самое лучшее в облике Symbol — это то, что досталось новинке от хэтчбека Clio, автомобиля по-настоящему стильного. А досталось ему «лицо»: фары с двойной оптикой стали больше и как бы наплывают на передние крылья. Уже одно это сделало машину более современной и даже привлекательной. Решетка радиатора разделена на две части, между которыми размещена увеличившаяся в размерах фирменная эмблема. Передний бампер, как, впрочем, и задний, теперь не выступает из-под крыльев и окрашен в цвет кузова на всех версиях автомобиля. Словом, Symbol спереди сильно напоминает Clio, но при этом как раз теперь утратил в своем названии эту составляющую — «Clio». Став как бы совершенно самостоятельной моделью. Что, наверное, правильно.
Стоит посмотреть на машину в профиль или сзади, как ассоциации с гармоничным хэтчбеком улетучиваются. Задок выглядит по-прежнему, его словно тесали топором. Слегка измененный бампер картину не улучшает. Хотя на нем и появилась защитная полоса черного цвета, которая, цитирую пресс-релиз:»... создает впечатление облегчения линии машины». Может, впечатление и создает, только вот облегчает ли? Одним словом, внешний вид машины и теперь как «динамичный» не определишь. Не спасают даже 14-дюймовые колеса с новыми колпаками или литыми дисками, которые, кстати, сами по себе выглядят очень неплохо.
Однако абстрагируемся от экстерьера и заглянем внутрь, тем более что французские машины всегда славились уютным салоном. Внутри Symbol в целом очень хорош. Сразу замечаешь, что над интерьером потрудились более основательно, пусть и не сделали его «выглядящим на десять тысяч долларов». Кнопки стеклоподъемников перекочевали на боковины дверей, которые, кстати, теперь имеют вставки из ткани под цвет салона. Сиденье особых нареканий не вызывает, а довольно «веселый» цвет обивки вносит определенный шарм в убранство салона. В то же время было бы совсем не плохо, если б и в базовой версии хотя бы кресло водителя регулировалось по высоте. Увы, эта опция предусмотрена только для тех, кто готов заплатить за самую дорогую комплектацию Expression 16V, с самым мощным мотором. Рулевое колесо — совсем не маленького диаметра, с довольно массивной центральной частью. Толщина его нареканий не вызывает, но вот при активном рулении то и дело нажимаешь на сигнал. Где-то я уже с подобным сталкивался... Точно, на автомобиле ВАЗ-2110.
Панель приборов теперь двуцветная, а новый пластик, из которого она сделана, стал лучше, хотя про то, что он стоит недорого, и спрашивать не надо. Тем не менее это также оживляет салон, да и зазоры почти идеальны. Вверху панели приборов появился дисплей, который показывает температуру воздуха за бортом, время и режим работы аудиосистемы. Устанавливается он на все версии Symbol, опять же кроме базовой. Кстати, вариантов отделки салона и уровня оснащения три — Authentique, Expression и Expression 16V. Первый не имеет практически ничего, даже электростеклоподъемников передних стекол и зеркал с подогревом. Уровень Expression отличает появление тахометра (!), трех регулируемых по высоте задних подголовников и аудиосистемы не совсем обычной по нынешним временам конфигурации. Звук льется всего из четырех динамиков по 15 ватт каждый, словно «из-под одеяла». Symbol в самой «богатой» комплектации Expression 16V уже имеет регулируемые по высоте руль и кресло водителя, а также литые диски.
В то же время надо отдать должное создателям автомобиля, которые довольно много внимания уделили безопасности водителя и пассажиров. Даже в базовой комплектации Symbol оснащен подушкой безопасности для водителя и двумя трехточечными ремнями безопасности на задних сиденьях. Разместившимся сзади пассажирам будет немного тесновато, к тому же форма дивана и его жесткость не особенно располагают к дальним поездкам. А вот багажник довольно велик. Его объем составляет 510 литров. А если сложить спинку заднего дивана, то можно перевозить довольно крупные предметы. Что лишний раз свидетельствует о практичности машины.
В итоге, если принимать в расчет то очевидное обстоятельство, что, создавая обновленный Symbol, компания Renault стремилась удержать цену, то есть максимально сэкономить, вышло неплохо. Определенно во внимание принималась покупательская способность населения тех стран, для которых и предназначен автомобиль.
В окрестностях Праги
Сразу скажу, что с технической точки зрения Renault Symbol ничем не отличается от своего предшественника. И подвеска, и силовые агрегаты остались прежними. Покупателю все так же предлагается выбор из двух моторов — 8- и 16-клапанного, объемом 1,4 литра, мощностью 75 и 98 л.с. соответственно.
Маршрут тест-драйва проходил по окрестностям Праги и, к сожалению, в скверную погоду, под снегом вперемежку с дождем. Зато можно было в полной мере ощутить уровень комфорта. Первое, на что я обратил внимание, запустив двигатель, — хорошая шумоизоляция и практически полное отсутствие вибраций. Ход педали сцепления невелик, но вот обратная связь оставляет желать лучшего. Да и рычаг механической 5-ступенчатой КПП расстроил своей «разболтанностью» и большими ходами. Справедливости ради отмечу, что при всех этих недостатках ошибиться с выбором нужной скорости практически невозможно. Плавно выезжаю со стоянки и сразу попадаю на скоростную магистраль.
Первой в мои руки попала версия с 8-клапанным мотором. Надо сказать, что автомобиль неплохо реагирует на подачу газа. Без особых проблем набираю 130 км/ч и уверенно двигаюсь в потоке. Правда, для быстрых обгонов все же приходится переходить на передачу вниз, мотор «живет» только после 3000 об/мин, до этого рубежа он тянет слабовато. Горная дорога, на которую нас с коллегой привела карта маршрута, ярко это продемонстрировала. Тем не менее здесь можно было хорошо почувствовать подвеску автомобиля и рулевое управление. Баранка заметно тяжелеет с ростом скорости, и всегда чувствуешь, что происходит между колесами и дорогой. Признаться, я даже начал позволять себе проходить хорошо просматриваемые повороты едва не боком. Машина беспрекословно повинуется поворотам баранки, хотя и с некоторым запаздыванием. Видимо, сказывается наличие гидроусилителя «необычной» конструкции. Помнится, на хэтчбеке Clio такого не было. Подвеска автомобиля не разочаровала. Крены кузова есть, но они невелики, и, думается, инженеры нашли очень удачный компромисс между спортивностью и комфортом. Правда, в крутых поворотах чувствуется, что задняя подвеска отличается от той, что установлена на хэтчбеке, — момент сноса наступает раньше. С другой стороны, полностью независимая подвеска колес — это еще и дороговизна в обслуживании, а не только в производстве. Symbol же не должен быть дорогим по определению. Тормоза никаких нареканий не вызвали, за исключением очень резкой реакции даже на небольшое нажатие педали. В то же время замедление уверенное, момент заноса прекрасно контролируется (АБС является опцией для всех версий автомобиля).
Вернувшись, решил попробовать версию с 16-клапанным двигателем. Надо сказать, что рассчитывал на большее, разница в 23 л.с. проявляется, скажем так, не ярко. Конечно, автомобиль разгоняется быстрее и максимальная скорость выше, но вот реакции на нажатие акселератора показались вяловатыми. Подвеска и баранка — те же. В общем, Symbol по ходовым качествам вполне нормальный «середнячок», который, впрочем, по некоторым параметрам может даже превосходить некоторых конкурентов.
В чью пользу расчеты
За два с половиной года, в течение которых автомобиль продается в России, он успел завоевать популярность. Слагаемых успеха модели на нашем рынке несколько, одна из основных — не слишком большой выбор в сегменте новых иномарок стоимостью около 10 тысяч долларов. Однако теперь ситуация меняется, поэтому первый вопрос к главе российского представительства Renault и генеральному директору СП «АвтоФраМос» г-ну Ги Бара — о сроках выхода машины на российский рынок и стоимости новинки.
— Новый Renault Symbol появится в шоу-румах официальных дилеров уже в мае этого года, — говорит он. — Что касается цены, то она пока точно не определена. Могу сказать, что Symbol будет на 4-7% дороже своего предшественника.
— Сколько всего машин вы планируете продать в этом году и сколько — модели Symbol?
— Наши планы на этот год — около восьми тысяч машин. Мы рассчитываем, что более половины из них придется именно на долю Symbol. Например, в 2001 году мы реализовали 3360 этих машин, что составляет 60,7% от общего количества. Так что планы вполне реальны.
— В каких еще странах продается Symbol?
— Для начала отмечу, что этот автомобиль — международный коммерческий успех Renault. С момента запуска в производство (конец 1999 года) мы реализовали 125 тысяч автомобилей по всему миру. Причем в 2000 году было продано 37 650 машин, а в 2001-м — уже 73 000. Если говорить о странах, где продается эта машина, то кроме России в их число входят страны Центральной и Восточной Европы, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, и конечно же представлена модель в Турции, где автомобиль собирают в самых больших количествах и экспортируют в 35 стран. Излишне было спрашивать представителя компании, почему Symbol не представлен на рынках развитых стран. В Америке, в Германии или в Великобритании клиенты руководствуются не только критерием доступности. И то сказать — народ там побогаче, поэтому представить себе эту модель на дорогах той же Северной Америки трудно. Для американцев (англичан, немцев, японцев или шведов) не последнюю роль играют внешний вид и технические характеристики.
Однако же и в России конкуренция в секторе относительно недорогих импортных автомобилей ужесточается. На рынок вышли Skoda Fabia, Hyundai Accent, Kia Rio. Практически полный модельный ряд собирается в ближайшее время представить и FIAT. А французы традиционно конкурируют именно с машинами, рожденными на Апеннинском полуострове. Вот тут и необходимы новые «расчеты в твою пользу», как говорится в известном рекламном слогане.
Наконец, последнее. Лично мне все же жаль, что имидж Renault у большинства россиян ассоциируется именно с Symbol. Концерн ведь производит и классные во всех отношениях автомобили, Laguna, например. Но эта модель, как и многие другие, увы, на нашем рынке пока не представлена. Что ж, остается надеяться на лучшие времена.
Андрей Осипов. Прага — Москва
Газета «Автомобильные Известия» [№5 (8), 2002]
|